Одиночество

Отношения к одиночеству у каждого отдельного индивида совершенно разное: для одного — это желанно и приносит удовольствие, для другого – совершенно невыносимо.

Способность выносить одиночество является важнейшим признаком эмоциональной зрелости человека. Согласно Д. Винникоту, в основе этой способности содержится парадокс: это опыт пребывания в одиночестве при одновременном присутствии кого-то другого. Другими словами это взаимоотношения между людьми, один из которых (или оба) находятся наедине с собой; но в то же время присутствие одного из них является очень важным для другого. Но парадоксом это кажется только на первый взгляд, так как состояние одиночества всегда предполагает, что поблизости находится еще кто-то.

Уже было сказано, что способность к одиночеству основывается на раннем опыте одиночества в присутствии кого-то еще. Без подобного опыта эта способность не может быть сформирована. Говоря о раннем опыте, имеется в виду, конечно же, отношения матери и ребенка, а особенно их качество. Под качеством подразумеваются особенности эмоциональных взаимоотношений, то есть то, насколько мать «понимает», чувствует своего ребенка, а также дает ему достаточно тепла и следовательно формирует основу доверия и стабильности. На основании этого у ребенка появится доверие к внешнему миру, понятие того, что он безопасен и константный. Для того чтобы лучше понять вышесказанное, предлагаю рассмотреть противоположную ситуацию — когда мать эмоционально нестабильная и не обладает эмпатией (которая очень важна в диаде мать-дитя). Тогда очень часто возникает некое недопонимание, потребности ребенка неправильно истолковываются матерью. Например: ребенок начинает плакать в следствии увеличение тревоги, а мама, вместо того, чтобы успокоить его, погладить, поговорить с ним (тем самым перерабатывая тревогу ребенка и возвращая взамен свою любовь и нежность), дает ему грудь, соску или бутылочку (несмотря на то, что недавно кормила; и да, ребенок плачет не только от голода) дабы тот просто закрыл рот. Таким образом, мы видим, что не убирается главное – тревога. Или же очень часто бывает такая ситуация: мама на плач реагирует раздражением и тревогой, в следствии чего состояние ребенка ухудшается. Из приведенных примеров недостаточных эмоциональных отношений следует, что в таких ситуациях у ребенка очень сильно затрудняется формирование представления о безопасности внешнего мира, его надежности и стабильности. И естественно, не может быть сформирована основа способности к одиночеству, так как, внешний мир изменчив и непредсказуем, он меняется, в зависимости от материнского каприза, а потребности не удовлетворяются и все это вместе взятое «откладывается» в глубинах нашей психики и младенец всю эту боль и тревогу пронесет через года. Хочу заметить, что подобные ситуации сказываются не только на способности переносить одиночество, но и на дружбе, доверии, взаимопонимании и т.д. Опыт ранних детских отношений формирует у человека так называемую «внутреннюю среду», которая у одного человека будет стабильная, спокойная и надежная, а другого – полна тревоги и переживаний. Именно эта среда и будет проявляться в состоянии одиночества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *