В поисках утраченного Рая

Мы живем в мире высоких технологий, где почти каждый день появляются какие-то новые изобретения. Сегодня уже никто вам не скажет, что Солнце вращается вокруг Земли, или, что Землю держат Титаны, либо того что она стоит на трех китах. Напротив, сегодня человек знающий. Он знает, как устроена Вселенная, человеческий организм, клетка, в конце концов. Человек достиг многого. И, если раньше за это знание могли наказывать, то сегодня — превозносят.

Сегодняшний человек изменился, изменилось и его мышление. Он уже не ищет всезнающего, потому что сам таковым является. Сегодня уже не так рьяно молятся богу, потому что сами ему уподобляются. На смену религиозному мышлению приходит научное. Человек выступает творцом. Человек уже научился клонировать, пусть не человека, но в этом он создатель. Мало того, человек пошел дальше — он пытается создать искусственный интеллект. Сейчас хочется вспомнить фильм режиссера Алекса Гарленда «Ex Machina», где речь идет о человеке, который создал искусственный интеллект. Этот фильм я привожу здесь потому, что он прекрасно иллюстрирует всю иронию такого желания. Главный герой становится на место Бога, создателя, творца… И не только потому что он построил «идеального» робота, а еще и потому что он обладает уникальным знанием. Знанием, которое другим не доступно. Это его и возвышает над толпой. Ему принадлежит контроль. Он доминирует. Фильм наталкивает еще и на очень интересные размышления. Возможен ли вообще искусственный интеллект и зачем человек пытается его создать. Отвечая на первый вопрос, возникает еще один: » А возможно ли создать психический аппарат?». Пожалуй нет, ведь именно наличие психики отличает человека от всех других и делает его уникальным. Разве может быть таковой машина? Но если это так, то становится невозможной задача ученых, и теперь мы подходим ко второму вопросу: «Зачем человек пытается это создать?». Да, возможно вы скажите, что облегчит жизнь многим людям, ускорит их работу… Но давайте отбросим рационализацию, вторичную выгоду и попробуем ответить честно. Из моих предыдущих размышлений, наверное, уже стало понятно, что человек, таким образом, становится на место Бога, на место Отца. Он больше не посланник Бога на земле, и главное — он больше не маленький мальчик. Теперь он здесь главный. Но мне кажется это еще не все. Становясь на это место, человек становится не только создателем, но и карателем. Он получает власть. Пожалуй, это слово здесь ключевое. Иными словами, он получает власть над жизнью и смертью. «Над какой смертью?», — возможно спросите вы. Отвечу, что над своей. Речь идет о некой иллюзии, что человек может управлять жизнью и подчинять смерть. Ведь Бог, как утверждает религия, бессмертен. Он продолжает жить в своих творениях — в людях. Так и ученый «продолжает жить» в своих изобретениях, как и родители в детях. Власть, а следовательно контроль над жизнью и, особенно, смертью подводит нас к страху, который, наверное, характерен для большей части людей — страхе смерти. «Смерть» — это одно из понятий, способных развязать психоз. И это действительно страшно, если никак не обозначено. Ведь все умирают и попытки найти эликсир молодости не увенчались успехом. Но для того, чтобы этот страх уменьшить нужно создать некую иллюзию. В этом плане, человек сегодня усложнил себе задачу, предпочтя научное мышление религиозному. Ведь религия дает обещание рая, обещание, что человек не умрет. Наука делает нечто подобное, но обходным путем, ведь намного сложнее стать на место Отца, чем быть его сыном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *